Церковь г.Казани

Татарстан, Россия

На сайте
История движения христиан веры евангельской в России
Главная страница
Церкви в г.Казань
Церкви в Республике Татарстан
Ссылки на сайты
Бесплатный интернет
Каталог книг Интересные статьи

Гостевая книга
e-mail



Духовное пробуждение в Петербурге в 19 веке. Князь Пашков.


Большой неожиданностью для меня было узнать о том, что приверженцами евангельского христианства на Руси были не только вечно гонимые безымянные "штундисты" из сёл и городков Украины, Кавказа, но и люди, принадлежавшие к известнейшим русским дворянским фамилиям, имевшие определённое влияние в обществе. Среди неверия, мнимой религиозности, отчаяния и нищеты, в которых запуталась Россия в 19- начале 20 века, произошло необычайное событие, определившее ход развития христианства в нашей стране. В столице Империи- Петербурге возник очаг духовного пробуждения, обращения людей, к простым и преображающим жизнь, истинам учения Христа. Одним из тех, кто стоял у истоков становления евангельского движения в России был полковник царской гвардии князь Василий Александрович Пашков- человек искренний, ищущий, состоявшийся как военный начальник, как глава семейства. Это был один из самых богатых людей в Российской Империи, типичный представитель высшего сословия (до уверования). Владея пятью дворцами в Петербурге, дворцом в Москве, поместьями в десяти губерниях, он вел жизнь полную надлежащих человеку такого ранга развлечений: охота, танцы, карты, лошади. Надо сказать, что в то время в Петербурге начал служение английский лорд Вильям Вэлдигрейв (известный в России как лорд Рэдсток). Будучи армейским офицером, он был направлен в Крым. Там его сразила лихорадка, и врачи считали, что положение его безнадёжно. "Мой последний час пришёл, -говорил он,- а я не готов". Вспоминая тогда, в 1855 году, у порога смерти молитвы и наставления своей матери, он воззвал о помощи к Богу, и был услышан- Бог исцелил его, и дал ему в сердце сильное стремление свидетельствовать окружающим о Спасительной Вести. Горячим желанием сердца лорда Редстока на протяжении многих лет было служение русскому народу, тому народу, против которого было обращено его оружие... После десяти лет молитв о том, чтобы Господь послал его в Россию, Редсток получил наконец одобрение от Него- для лорда важно было быть посланным, а не исполнителем своей воли. Получив приглашение от Елизаветы Чертковой (сестры Александры Ивановны Пашковой- жены князя Пашкова), Редсток приезжает в столицу и начинает проповедовать в небольшой англо-американской церкви на Почтамской. Не разговаривая на русском, а общаясь со слушателями только на английском и французском, и имея доступ в дома петербургской знати, Редсток был понятен собеседникам. Кого-то в нём подкупала простота и искренность, кого-то прямота, кто-то не желал слушать иностранного проповедника, но тем не менее мало кто оставался равнодушным по отношению к нему и тому "странному новому учению" о котором он говорил. К Богу обращались всё новые и новые люди- Петербург гудел (одним из многих уверовавших был, например, граф Бобринский -министр путей сообщения). Сам Пашков отнёсся очень прохладно к "бессмысленному болтуну"-так он сказал о Редстоке перед его приездом в Петербург. Уехав в Москву, не желая больше встречаться с проповедником, он вернулся, спустя какое-то время, обнаружив лорда всё ещё у себя дома. Пашкову пришлось покориться и играть роль радушного хозяина. Редсток говорил о Христе. В тот день, после обеда, когда все перешли в гостиную, он предложил помолиться... Редсток встал на колени, встал и Василий Александрович. Спустя десять лет он написал в одном письме об этом своём переживании: "Был день в моей жизни, - писал он, - когда я видел себя осужденным перед престолом суда святого Бога, ненавидящего грех. Слово его по действию Духа Святого достигли меня и пробудили мою совесть... Он пробудил во мне желание освободиться от греха, который связывал меня самыми разнообразными способами..." Пашков писал, что он увидел глубины зла в своем сердце, - это очень знаменательное признание, говорящее о его действительном духовном прозрении, - ведь по мирским стандартам он был прекрасным человеком, имевшим основания быть довольным собой. С этого дня можно начинать отсчёт новой страницы в жизни петербургской церкви, да и вообще, распространения евангельского вероучения в России. Сердце Пашкова открылось для Божьей Истины, его имение на Французской Набережной стало очагом евангельского пробуждения в Петербурге. Вот что писала княгиня Софья Павловна Ливен о том, что происходило в имении князя: "Иногда по вечерам собирался круг близких знакомых, с которыми велись духовные беседы; в другие определенные дни зал наполнялся посторонними, и Василий Александрович свидетельствовал им о том, что Христос совершил в его личной жизни и открывал истину искупления ищущим спасения душам. Участники этих собраний, оставшиеся в живых до наших дней, рассказывали мне, насколько их сначала поражала своеобразность этих вечеров. В нарядном зале люди самых разных званий и сословий, сидя вперемешку на шелком обтянутых креслах и стульях, внимательно вслушивались в простые евангельские слова о любви Божией. Собрание сопровождалось пением. Вокруг фисгармонии стояла группа молодых девиц; они свежими голосами пели новопереведенные с английского языка евангельские песни, призывающие ко Христу. Их пение сопровождалось музыкой талантливой певицы и труженицы на ниве, Божией, Александрой Ивановной Пейкер. Трое из этих молодых девушек были дочери хозяина дома, Пашкова, трое - дочери министра юстиции, графа Палена, и две княжны Голицины. Одна из этих девушек в 1954 году, уже дряхлой старушкой, вспоминала о силе и богодухновенности проповеди Василия Александровича. Все, начиная с его внешнего облика, его благоговейного отношения к Слову Божию и глубокой убежденности, потрясало слушателей. Ясно изложенное Слово Божие при содействии Духа Святого творило Чудо обновления и радость спасения в душах, и они становились воистину "новою тварью" во Христе Иисусе." Василий Александрович не ограничивался только собраниями, он ходил в больницы и тюрьмы, свидетельствуя о Христе. Случались удивительные обращения среди преступников, исцеления больных, поверивших Богу. Известен случай осовобождения бесноватой женщины. Вместе со своим другом графом Модестом Корфом Пашков посещал чайные, где зимой обогревались извозчики. В этих жарко натопленных и накуренных тракирах или чайных, битком набитых извозчиками, они читали Евангелие и говорили о Христе, раздавали небольшие Евангелия. В своем доме на Выборгской Стороне Пашков открыл столовую, в которой за очень малую плату можно было получить простое хорошее кушанье, чай или кофе с молоком (обед за 10 копеек, а за 1 копейку- тарелку супа или гречневой каши). На стенах были написаны стихи из Священного Писания, а посетителей обслуживали верующие девушки или женщины. В 1876 году Пашков с друзьями организовали "Общество поощрения духовно-нравственного чтения" для распространения Священного Писания и христианской литературы (общество действовало до своего закрытия властями в 1884 году и издало две сотни различных брошюр, книг и листовок). Люди, которые обратились через проповеди лорда Редстока, укреплялись теперь на служениях Пашкова. Радостную Весть слышали не только знатные люди, но и простолюдины- евангельское движение проникало всё дальше и дальше, распространяясь по России. Увеличивалось количество верующих, которых стали называть "редстокистами" и "пашковцами". Деятельность верующих и евангельских проповедников вызывала недовольство со стороны Православной Церкви. В 1878 году лорд Редсток был выслан из России, и общественные собрания "пашковцев" были запрещены. Однако многие уверовавшие аристократы продолжили, как и Пашков, свою религиозно-благотворительную работу, которая продолжалась ещё на протяжении нескольких лет. После убийства относительно либерального Императора Александра || 1 марта 1881 года всё положение в России резко изменилось. Молодой Государь Александр ||| находился под сильным влиянием К.П.Победоносцева, убеждённого противника Евангельского движения."Редстокистов" и "пашковцев" стали считать опасной сектой. Тюрьма и ссылка стали обычным делом для верующих. Тем не менее новые общины всё-таки образовывались (в 1882 году Москве образовалась община верующих). В 1882 году из Бристоля к Пашкову приехал 77-летний англичанин Георг Мюллер, которого прозвали "отцом тысяч сирот" (не имея никакого собственного капитала, доверяя только Богу, он построил пять огромных сиротских домов и содержал их). Мюллер преподал Пашкову водное крещение. Вопрос о крещении по вере для Пашкова и многих евангельских христиан в Петербурге был вопросом не решённым- многие считали действительным крещение в детстве, преподанное в православии. Для более консервативных христиан: баптистов и меннонитов этот вопрос, однако, был решённым. Для разрешения этого вопроса, а также вопросов, касающихся совместного служения, объединения христиан разных конфессий, в Петербурге в апреле 1884 года была созван съезд. На пригласительные письма последовали ответы от многих служителей, и 1 апреля в имение Пашкова съехалось более 70 делегатов. Однако мероприятие продолжалось всего два дня- на третий власти просто-напросто арестовали всех участников съезда и отправили их в обратном направлении. Вскоре после этого граф Корф и князь Пашков были вызваны министорм юстиции и им было предложено дать письменное обязательство больше не проповедовать, никаких евангельских собраний не устраивать, не молиться своими словами и прекратить всякие отношения со штундистами и другими религиозными группами. В случае отказа им пригрозили высылкой за границу. Как Корф, так и Пашков отказались дать согласие на это предложение: "Отказаться от распространения Евангелия, святого, божественного Евангелия, - это выше моих сил..." Им пришлось покинуть Родину. Через несколько лет, в связи с кратковременным приездом Пашкова в Петербург, царь Александр ||| пригласил его к себе и выразил свою волю ещё более категорично: "Теперь идите, и больше никогда не вступите на русскую землю!" Вот что писал Пашков русскому послу в Париже, вскоре после своего изгнания из России: "Вы желали получить объяснение того учения, которое русская печать без всякого основания называет "пашковским", а также несколько книг, изданных ныне запрещенным "Обществом распространения духовной и нравственной литературы". Если я не ошибаюсь, одна из наших друзей, Александра Ивановна Пейкер, переслала Вам несколько наших листовок или журналов. Из их содержания Вы увидите, сравнив их со Словом Божиим Ветхого и Нового Завета, что издательство этого Общества строго придерживалось Божьих откровений и несло читателю Евангелие Господа нашего Иисуса Христа во всей его простоте и чистоте. Именно в этом нас и обвиняют, как обвиняли ап. Павла и всех апостолов. Нашу проповедь мы ограничиваем исповеданием Иисуса Христа Бога и Спасителя, Который Един достоин всей веры и любви грешников, за которых Он отдал жизнь Свою. Он вместо них понес наказание за грех и искупил их и благодаря этому Бог, Который есть любовь, и вместе с тем справедливость, смог, оставаясь справедливым, все же оправдать виновного. Не знавший греха, Единородный Сын Божий, приняв природу человека; принес Сам Себя в жертву за грех человека и тем исполнил волю Отца Своего. Он показал виновному человеку, далекому от Бога, что любовь Бога к нему, добровольно удалившемуся, не имеет границ и превосходит человеческое разумение." Будучи в изгнании во Франции, Пашков и тут не прекращал своего свидетельства о любви Бога: он проповедовал в одной местной миссии, также распространял Священное Писание. Некоторое время он ездил с одним англичанином в крытом фургоне и многие французы стремились послушать этих своеобразных иностранцев, рассказывавших им о Христе. Он также бывал в Англии и Германии, где выступал с различными проповедниками Евангелия. Василий Александрович помогал своими средствами и личным участием нескольким миссиям, распологавшихся в разных частях света. Он скончался в Риме в 1902 году. Его друг Модест Корф умер в Базеле, в возрасте 94 лет. Удивительная судьба: жизнь, полная удовольствий- свет Христа и преображение духа- отказ от такой приятной светской жизни и полное посвящение себя благовестию, часто сопряжённому с унижением и лишениями- высылка из Родины. Многое им пришлось пережить. Думаю, что как и жизнь апостола Павла, судьба и жизнь этих людей была в руках Господа. И они, доверившись Богу, максимально точно исполнили Его волю, став теми, о ком Он скажет: "Добрый и верный раб мой, сын мой, поставлю тебя над многим".

юрий

Статья скопирована с сайта http://mirtebe.ru/
Hosted by uCoz