Церковь г.Казань

Татарстан, Россия

На сайте
Статьи
Главная страница


1.Юля Борисенкова: Религиозность
2.Юля Борисенкова: Слово о тоталитарной церкви
3.Автор неизвестен (мне): О Поместной церкви Уитнесса Ли
4.Дерек Принс: Наш долг Израилю
5.Кеннет Хейгин: Знание Божьей любви
6.Чарльз Финней: Истинное и ложное обращение
7.Фаат Янбулат: Истинное и ложное единство
О Поместной Церкви Уитнесса Ли

ПРОДОЛЖЕНИЕ


Такое представление определенно не находит поддержки в Библии. В соответствии с этим учением, Бог изменяется, что противоречит Малахии 3:6 ("Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь") и Евреям 13:8 ("Иисус Христос вчера сегодня и во веки веков Тот же"). Даже Святой Дух назван в Послании к евреям 9:14 "вечным Духом". Три Личности Троицы сосуществуют друг с другом вечно, и ни одна из них никогда не превращается в другую. Вскоре после выхода в свет первой брошюры Пассантино о Поместной Церкви, обличавшей эту ошибку, Поместная Церковь попыталась отвести от себя обвинение в савеллианстве, и выступила с заявлением, что Ли верит не в преемственность Лиц Троицы, а в их одновременное сосуществование. Однако Поместная Церковь не взяла назад ни одного из своих предшествовавших заявлений, и Ли не опроверг ни одну из цитат, приведенных христианскими исследователями в подтверждение его модалистских взглядов. Обе линии в богословии Ли продолжали отрицать реальное различие между Личностями, уча, что Отец в Своей Личности является Личностью Сына, а Личность Сына - Личностью Святого Духа. "Хотя Он - единый Бог, существует понятие триединства, т.е. триединой Личности - Отца, Сына и Святого Духа..."34 "Молящийся Сын есть слушающий Отец..."35 "...Сын является Отцом, и Сын также является Духом. Иначе, как бы эти трое могли быть одним Богом?"36 "Сын является Отцом, и также Сын является Духом..."37 Пытаясь избежать обвинения в савеллианстве (но не отказываясь от своих прежних суждений), Ли лишь подтверждал свою приверженность к другой модалистской ереси - патрипассианства, сторонники которой (как и Ли) считали, что Отец и Сын являются, фактически, одновременно одной и той же Личностью. (Некоторые сторонники этого учения в третьем и четвертом веках много говорили и о Духе. Один из них, Марцелл Анкирский, говорил о тождественности Личности Духа Личностям Отца и Сына подобно тому, как это делает Ли.)38 Даже в этой форме учение Ли является абсолютно небиблейским. Из Писания ясно следует, что Отец, Сын и Святой Дух являются различными Личностями. Каждый из Них обладает своей собственной волей, которая, впрочем, никогда не противоречит воле других Личностей (Луки 22:42, 1 Коринфянам 12:11). Иисус был послан Отцом, и вместе с Отцом Он послал Святого Духа (Иоанна 17:8, 15:26, 16:7, 14:26, 20:21). Отец обращается к Сыну, используя при этом местоимение второго рода "ты": "Ты Сын Мой возлюбленный..." (Луки 3:22). Иисус принес Себя Отцу через Духа Святого (Евреям 9:14). И мы должны помнить слова Иисуса о том, что Он пришел свидетельствовать не о Себе, но о Пославшем Его. Хотя Поместная Церковь и Уитнесс Ли говорят, что верят в "триединого" Бога, этим они лишь пытаются сказать, что верят в то же, во что и мы. Но они верят еще и в слияние Личностей Троицы. Джин Форд, бывший представитель Поместной Церкви, говорил: "Мы недвусмысленно утверждаем, что Бог, будучи тремя, является одним; и Бог, будучи одним, является тремя"39. Однако слово "недвусмысленно" означает "ясно, без сомнений и недомолвок". Учение Поместной Церкви о "трех и одном" едва ли подходит под это определение. Бог является одним. Чем одним? Одной Личностью? Одним Богом? Одним телом? Одним принципом? Бог является тремя. Чем тремя? Мэри Бейкер Эдди, основательница Христианской Науки, верила, что "Бог является тремя". Ее проблема была в том, что она связывала слово "три" с "тремя божественными принципами - "любовью, истиной и жизнью". Поместная Церковь под тремя имеет в виду "понятие триединства, т.е. триединой Личности"40. Обратите внимание: они говорят о "триединстве" одной Личности, а не о том, что существуют три вечные и отличные друг от друга Личности, как тому учит Библия. К счастью, Августин, великий богослов ранней Церкви, не страдал такой двусмысленностью. "Но когда спрашивают, чего три, становится очевидной великая бедность, которой страдает наш язык. Однако формулировка "три личности" была придумана не для того, чтобы дать с ее помощью полное объяснение, но для того, чтобы нам не приходилось хранить молчание"41. "С другой стороны, это не может означать, что они не были чем-то тремя (tria quaedam), поскольку, отрицая это, Савеллий впал в ересь. Из Писания мы абсолютно точно узнаем, во что должны набожно верить - и око разума постигает это с безошибочным пониманием - а именно в то, что есть Отец, Сын и Святой Дух; что Сын не есть то же самое, что и Отец; а Святой Дух не есть то же самое, что Отец и Сын. Когда просят объяснить, кем являются эти трое, то отвечают: сущностями и личностями"42. Дать определение библейской Троице можно следующим образом. В природе одного вечного Бога есть три отличные друг от друга Личности - Отец, Сын и Святой Дух. Эти три Личности представляют Собой одного Бога. Как же при помощи Библии можно показать, что Троица является не "экономической" Троицей, а Троицей трех вечных, отличных друг от друга Личностей в одной Сущности? Проще всего доказать правильность каждой части этого определения - тогда правильность понятия в целом будет очевидной. Библия учит, что есть только один Бог. Об этом говорит бесчисленное множество стихов, например Исаия 43:10, Второзаконие 6:4, 1 Коринфянам 8:4-6 и 1 Тимофею 2:5. Вторым нашим шагом мы проверим, учит ли Библия тому, что есть одна вечная Личность, называемая Отцом и отличная от Сына, называемого Богом. 2-е Петра 1:17 называет Отца "Богом" и проводит четкое различие между Ним и Сыном. 1-е Коринфянам 8:6 недвусмысленно утверждает, что есть только "один Бог Отец". Определив, что есть вечная, отличная от других Личность, называемая Отцом, мы должны посмотреть, существует ли Личность, отличная от Отца и называемая в Писании Словом или Сыном, а также Богом. В Иоанна 1:1 о Сыне сказано: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". В Евреям 1:8 приводятся слова Отца к Сыну, В которых Отец показывает, что Сын отличен от Него, но, тем не менее, является Богом. В Евреям 13:8 сказано: "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же". И, наконец, Библия учит, что есть вечная, отличная от других Личность, называемая Святым Духом и не являющаяся ни Сыном, ни Отцом, но также называемая Богом. В Евреям 9:14 говорится о вечном Духе, через которого Христос был вознесен в жертву за наши грехи. В Иоанна 14:16 Иисус, говоря о Святом Духе, называет Его "другим Утешителем", что, судя по изначальному греческому слову, означает иную Личность той же природы и того же типа. Внимательно изучив эти и многие другие стихи, мы ясно увидим, что в природе единого Бога существуют три отличные друг от друга Личности. Исходя из Библии, мы можем прийти к единственному выводу, что эти три различные Личности являются одним Богом. В крещении Иисуса ясно видно отличие Личностей друг от друга: Сын вышел из воды, Святой Дух снизошел в виде голубя, а Отец говорил с небес. Но даже без нашего доказательства, если Библия о чем-то говорит, мы, как христиане, должны этому верить. Мы должны отказаться от собственных предположений и верить тому, чему учит Библия. Если Библия говорит о Троице так, как мы указали выше, - что в природе единого вечного Бога есть три вечные отличные друг от друга Личности - именно в это мы, как христиане, и должны верить. Мы не можем упрощать это учение или низводить его до уровня своего понимания. Мы видим, чему учит Библия, и верим этому, потому что Библия - Божье Слово. Мы никогда не должны основывать свою веру в Бога на одном лишь жизненном опыте, поскольку жизненный опыт может ввести в заблуждение. Полностью полагаться мы можем только на Божье Слово.

Христос

В предыдущей главе, посвященной учению о Троице, каким-то образом, были затронуты и воззрения Поместной Церкви на Личность Иисуса Христа. Мы убедились, что Поместная Церковь отвергает уникальность Иисуса Христа как Единородного Сына и Пославшего Утешителя. В соответствии с теологией Поместной Церкви, Христос является лишь одним из трех аспектов единственной Личности Бога. Однако Поместная Церковь столь же неправильно понимает и другие моменты библейского учения о Христе. Уитнесс Ли считает, что, воплотившись, Слово Божие "смешало" в Себе две природы и стало не человеком и не Богом, а новой сущностью, гибридом Бога и человека. "Раньше человек не мог общаться с Отцом. Он был только Богом, и Его природа была полностью божественной. В Отце не было ничего, что могло бы соединить пропасть, разделяющую Бога и человека... А теперь есть... Он воплотился в земную природу. Отец решил объединить в Сыне Свою божественную природу с человеческой"43. "С воплощением началось и смешение, заключавшееся в том, что Бог и человек, человек и Бог объединились в одно целое"44. На это учение можно ответить множеством стихов из Писания, но одного вполне достаточно. В Послании филиппийцам 2:5-7 есть абсолютно ясное учение о двух природах Христа, об их т.н "гипостатическом единстве": "Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек". Эти стихи ясно показывают, что Христос был одновременно и Богом и человеком, а не странным смешением обоих. В соответствии с 6 стихом, Иисус был истинным Богом, а, поскольку из Малахии 3:6 нам известно, что Бог неизменен, очевидно, что, уничижив Себя Самого и став человеком, Он не мог перестать обладать природой Бога. Он лишь принял еще одну природу - человеческую. Христианская Церковь всегда учила, что Христос обладал двумя природами, человеческой и божественной, находящимися в подчинении одной Личности, вечному Логосу или Слову. Эти две природы никогда не сливались друг с другом. 5 стих 9 главы Послания к римлянам, в которой идет речь обо всех благословениях, данных Израилю, завершается словами о том, что Христос был величайшим благословением из всех, когда-либо полученных израильтянами: "... И их отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь".

Человечество

На учение Поместной Церкви о человечестве оказали значительное влияние ее учение о Христе, о котором мы уже говорили, и учение о церкви, о котором нам еще предстоит поговорить.

Человек, каким он был создан

"В самом начале Писания мы видим, что Бог сотворил человека и поставил его в центре всего творения, чтобы он выражал себя. Бог предполагал, что в Его домостроительстве человек будет выражать себя, как центр всей своей вселенной"45. Ли также учит, что "плоть" плоха сама по себе. Это учение называется аскетизмом, часто его называют еще и "докетическим гностицизмом". (Эта древняя ересь учила, что Иисус не облекся в плоть, поскольку плоть - зло; Иисус же, будучи благим, был чистым духом.) Ли говорит: "Человеческое тело, сотворенное Богом, было чем-то очень хорошим, но теперь оно стало плотью. Тело было чистым, поскольку сотворено оно было благим, но, развращенное сатаной, оно стало плотью"46. Ли нигде не уточняет, что он имеет в виду под "плотью", противопоставляя ее телу, хотя он и говорит, что "стать плотью" значит обрести испорченное тело. Учение Поместной Церкви о человеке (после его грехопадения в Едемском Саду) тесно взаимосвязано с ее странными учениями о грехе (и сатане). Поэтому мы на некоторое время прервем обсуждение учения о человеке и обратимся к доктрине греха.

Грех

Грех, в представлении Поместной Церкви, есть не что иное, как "воплощение сатаны". Выяснив позицию Поместной Церкви в отношении греха, мы перейдем к обсуждению учения о грехопадении человека и увидим, как грех повлиял на это событие. "Тело просто стало местом обитания Греха, который является воплощением сатаны... Грех является воплощением сатаны, а смерть - детищем или порождением сатаны. Это развращенное, искаженное тело называют "телом греха" или "телом смерти", потому что это тело стало местом обитания сатаны"47. По мнению Поместной Церкви, первородный грех не был для человека вопросом нравственности или благих поступков, но вопросом выбора, с кем ему связать свою жизнь - с Богом или с сатаной. Древо жизни олицетворяет Бога (см. The Economy of God, с. 105-106) или Христа (Который есть ничто иное, как воплощение Отца). Древо познания добра и зла олицетворяет сатану, результатом познания которого является смерть от слияния сатаны с человеком. Человек избрал древо познания добра и зла (и это одна из причин того, почему последователи Ли так пренебрежительно относятся к знаниям) и, таким образом, слился с сатаной, которого иначе называют грехом. "Результатом того, что Адам взял плод от дерева познания добра и зла, было то, что он принял в себя сатану... Вкусив от плода познания добра и зла... он принял в себя сатану, который затем начал расти в нем... Сатана рос в Адаме и постепенно стал частью него"48. Это учение, по сути, отрицает личность сатаны и превращает его в некую силу. Библия ясно учит, что сатана является личностью, и что он отличен от человека, даже падшего. В Евангелии от Матфея 4:1-11 Иисус был искушаем сатаной (его даже называют искусителем), и они разговаривали друг с другом. Будь они всего лишь силами, они вообще не могли бы общаться друг с другом. Это свидетельствует о том, что сатана является самостоятельной личностью, отличной от того, что можно увидеть в жизни одержимого бесом человека. Это различие между сатаной и падшим человеком ясно видно в Откровении 20:10, где сатану бросают в огненное озеро; падшего же человека бросают туда лишь в 15 стихе. Этой хронологии событий достаточно для того, чтобы убедиться: сатана отличен от неспасенного человека. Настойчивость Ли в отношении того, что "тело" развращено, поскольку Библия называет "плоть" развращенной, свидетельствует о том, что Ли не имеет никакого понятия о литературном приеме, называемом метаномией. Слово "плоть" используется в Библии в значении "грех", и не имеет никакого отношения к телу человека, подобно тому, как из того, что короля называют "короной" (типичный пример метаномии), вовсе не следует, что король действительно превращается в корону. Прежде, чем вернуться к учению о человеке и узнать о различных типах, на которые делит людей Поместная Церковь, следует обратиться к учению Поместной Церкви о спасении, поскольку оно оказывает прямое воздействие на то учение о человеке, которого придерживается эта группа.

Спасение

Учение о спасении в богословии Поместной Церкви тесно переплетено с учениями о человеке и церкви. Поскольку нам еще предстоит вернуться к обсуждению учения о человеке, сейчас мы затронем лишь один аспект учения о спасении, а остальные аспекты и окончательное значение этого учения мы обсудим в главе под названием "богословие церкви". Ли учит, что суть спасения человека аналогична сути его грехопадения. Грехопадение произошло, когда с человеком объединился сатана, а спасение - когда Бог объединил Себя вначале с Иисусом, а затем и с каждым человеком, ставшим христианином. Из этого вытекает доктрина обожествления церкви, - церковь становится Богом. Ли говорит: "[После грехопадения] сатана радовался, хвастаясь, что сумел одолеть человека. Но Бог, находившийся еще вне человека, казалось, говорил: "Я также воплощусь. Если сатана вошел в человека, то и Я войду в человека и облекусь в человека"49. "... Таким образом, Господь пришел и облекся в человека, чтобы привести его ко кресту... В это же время был убит и сатана, находившийся внутри падшего человека... Христос привел человека с сатаной в смерть и могилу и вывел человека из смерти и могилы, уже без сатаны. Он оставил сатану, погребенным в могиле... Теперь этот воскресший человек един со Христом... через это воскресение человек объединяется с Богом. Через воплощение Бог вошел в человека, а через воскресение человек объединился с Богом. Теперь Бог обитает в духе человека"50. Отождествляя грех с сатаной, Ли умаляет библейское значение креста. Мы знаем, что грех - это неповиновение Богу, не сатане. По учению Библии, Бог не смешивает Себя во Христе с человеком (см. главу "Учение о Христе"), и не сатана был убит на кресте. Римлянам 5:9, 10 показывает нам, что это Христос умер за нас ради нашего оправдания и примирения с Богом: "Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева... Мы примирились с Богом смертию Сына Его..." Деяния 20:28 показывает нам, что это Сам Бог принес совершенную жертву и был принесен в жертву на кресте ради нас, а не какое-то безличное божество смешалось с человечеством: "...Церковь, ... которую Он приобрел Себе Кровию Своею..." И, в заключение, Евреям 9:14 также говорит нам о том, что жертва Христа была принесена Богу, - это не было ловушкой для сатаны: "... Христос, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу..." Евреям 10:10 говорит, что крест освящает нас: "По сей-то воле [Бога] освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа".

Природы человека

Поместная Церковь учит, что человек в разное время обладает разными природами. По ее словам, первый человек до грехопадения был "нейтрален", т.е. содержал в себе лишь элементы человека. Этот первый человек был создан для того, чтобы по всей вселенной быть отражением Бога, для чего ему следовало добровольно "вкусить от Бога", который был представлен в виде древа жизни. Случись так, Бог немедленно соединился бы с человеком, и это новое проявление распространило бы Бога по всей вселенной. Однако человек решил "отведать сатаны", вкусив плод от древа познания добра и зла, из-за чего человек и сатана (которого они еще называют грехом), слились воедино и стали одним целым. Когда Христос обрел Свое земное воплощение, этот "человеко-грех" облек божественность Христа, тем самым позволив Богу "заманить" сатану и убить его на кресте. Это дало возможность Богу вернуться к своему первоначальному плану объединения Себя с человеком. С тех пор люди, пришедшие ко Христу, уже не едины с сатаной, а объединяются подобным же образом с Богом. Теперь мы подошли к обсуждению сложного и запутанного учения Уитнесса Ли о церкви.

Церковь

Поместная Церковь учит не только тому, что существует единственно истинная церковь, но и тому что эта церковь обладает природой, неслыханной в истории. Мы увидим, что Библии эта природа тоже незнакома! Уитнесс Ли учит, что церковь, Тело Христово, является Христом и постепенно все более и более "наполняется" Богом, пока, в конце в концов, окончательно не станет воплощенным Богом, завершив, тем самым, Его первоначальный замысел "войти в человека". "До Воплощения Бог был Богом, а человек человеком... Они были полностью отделены друг от друга... С воплощением начался период, в который Бог и человек, человек и Бог соединились воедино... сама природа Бога может войти в природу человека... жизнь творения соединяется с жизнью Творца... Он безошибочно выбирает судьбу каждого [христианина] стремясь увеличить божественную долю в нашей жизни"51. "Отец - в Сыне, Сын - в Духе, а Дух теперь - в нашем Теле. Теперь эти четверо в одном: Отец, Сын, Дух и Тело"52. "Говоря о Церкви и Христе: "Численно мы различны, но по при-роде совершенно одинаковы"53. "Христос с одного человека распространился на тысячи и тысячи других. Когда-то Он был Христом одного человека, но в Деяниях Он стал Христом многих"54. "Настанет день, когда Триединый Бог и воскресший человек станут одним проявлением..."55 "В конечном итоге, Бог станет нами"56. Библия говорит, что человек никогда не может стать Богом или частью Бога. Существует только один Бог, Который вечен и неизменен. Он никогда не станет одной с нами природы. В Исаие 43:10 сказано: "А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет".

Заключение

Мы убедились, что Уитнесс Ли и Поместная Церковь проповедуют еретические учения о Боге, Христе, человеке, грехе, спасении и церкви. Уитнесс Ли ни в коем мере не является истинным учителем Библии, а Поместной Церкви присущи многие черты культа, как в отношении учения, так и ее внутреннего устройства, несмотря на то, что многие ее члены являются христианами. Человек не может быть истинно послушным Богу, вступив в Поместную Церковь, оставаясь в ней или поддерживая то учение, которое мы только что подвергли критическому анализу. Тот факт, что многие незрелые христиане попались на обман и присоединились к этому движению, свидетельствует не о том, что Поместная Церковь близка к истине, а лишь о том, что оно хитро извращает истину. Мы не имеем права и ни в коей мере не собираемся осуждать членов Поместной Церкви, однако мы вправе осудить ее некоторые учения, несогласующиеся с Библией. Книга Деяний описывает ситуацию, характерную для Поместной Церкви: "И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою" (Деяния 20:30).
Hosted by uCoz